Гравюра «Фудзивара Масакиё Асон» из серии «Зерцало прославленных военачальников»

FT14-35-12/16
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    краски, бумага
  • Размер
    24 х 36 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: FT14-35-12/16

Серия цветных гравюр «Зерцало прославленных военачальников» («Хонтё̄ Мэйсё̄ Кагами») была создана художником Утагава/Итиюсай Ёсикадзу.

Настоящее имя и годы жизни Утагава Ёсикадзу не известны. Мастер жил в Эдо во второй половине XIX века, активно работал с 1848 по 1870 г. Ёсикадзу был учеником мастера Утагава Куниёси и последователем школы Утагава. Как и его учитель, Ёсикадзу занимался гравюрами с изображениями легендарных героев и исторических персонажей, муся-э («изображение воинов»).

Популярность жанра муся-э в то время была обусловлена тем, что во второй половине XIX в укладе жизни японцев происходили серьезные перемены: окончание периода изоляции, падение сёгуната, восстановление императорской власти. В ответ на такие перемены японские мастера-граверы вновь обратились к своей истории, традициям и великим героям прошлого. За период своего творчества художник создал много исторических серий, среди которых «Тайхэйки» («Повесть о Великом Мире») и «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра»).

Серия «Зерцало прославленных военачальников» была создана в 1858 году. Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5), имеют подпись художника и печать издательства Маруя Дзимпати (Эндзюдо̄). Цикл гравюр был посвящен таким деятелям как самурайский полководец, даймё Асакура Садакагэ 麻倉貞景 (1358-1436), генерал Асикага Тадаёси 足利直義 (1306-1352) и самурай Такэда Нобусигэ 武田信繁 (1525-1561).

Оригинальность художественного стиля гравюр Ёсикадзу заключается в том, что с одной стороны, изображение героев сдержанно и строго, а с другой – несет внутреннее напряжение и своеобразное изящество.

Фудзивара Масакиэ (1562-1611) в истории был известен как Като̄ Киёмаса. Родился в деревне Накамура, провинции Овари. Считается, что в той же деревне родился и Тоётоми Хидэёси, будущий правитель Японии. Киёмаса был японским государственным и военным деятелем, полководцем и даймё, участвовал в битве Сидзугатакэ 賤ケ岳の戦い(1583 год), заслужив почетное имя «сидзугатакэ но ситихонъяри» (семь копий Тоётоми Хидэёси в битве при Сидзугатакэ), а также во втором вторжении в Корею 1597 года.

Като̄ был автором «Правила Като̄ Киёмаса», свода статей, где подробно излагалось, чему нет места в жизни самурая и каким занятиям ему стоит уделять особое внимание. Читая этот список, можно сделать вывод, что Като̄ был дисциплинированным и очень жестким человеком (например, он утверждал, что те, кто предаются «неистовым танцам…[должны] совершить самоубийство со вспарыванием живота». За свою жажду битвы Киёмаса был прозван Кисёкан («генерал-демон»).

Асон – почетный титул аристократа, общее почтительное наименование для особ высших рангов.

На гравюре Киёмаса изображен сидящим на полу, в правой руке он держит военный веер саихаи, левой – опирается на колено. На его левом боку, за поясом, закреплены дайсё 大小 (букв. «большой, малый», имеется в виду длинный меч – катана – в паре с коротким – вакидзаси). На его черном кимоно изображен стилизованный герб клана Фудзивара – белые круги. Практически на всех гравюрах Киёмаса изображается в одежде с подобным рисунком.

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше