Гравюра «Ядзама Дзюдзиро Мотооки» из серии «Жизнеописания преданных и верных вассалов», Утагава Куниёси

UK2-10/15
  • Мастер
    Утагава Куниёси
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    бумага, минеральные краски
  • Размер
    37,5х26 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: UK2-10/15

Лист 13

Ядзама Дзюдзиро Мотооки (Хадзама Дзюро Мотооки).

«Мотооки был законным наследником Мицунобу <также один из заговорщиков>, старшим братом Мицукадэ. Все трое – отец и сыновья – были личными вассалами дома Ако. Воля их была подобна металлу. После того, как дом их господина пал, они арендовали жилище в квартале Кодзимати, стали торговцами благовониями и, в поисках случая напасть на врага господина, претерпели бесчисленные лишения. Однажды они встретились с Сэндзаки Ягоро и с гневом обсуждали они падение дома их господина, роняя слёзы. Ядзама сказал, что они изо дня в день возносят молитвы богам и буддам, прося о том, чтобы им удалось водрузить голову врага, Моронао, перед могилой господина, что с этой целью они переоделись торговцами и ожидают удобного случая. Сэндзаки восхитился и рассказал Обоси о верности и мужестве отца и сыновей Ядзама. Они были приняты в союз. Во время ночной атаки вместе с Такэбаяси Садасити они сражались яростно. Мотооки разыскал Моронао в кладовке с углём и поразил его копьём в лоб. Моронао скатился с сундука. Тогда Садасити принёс подсвечник тэсёку, чтобы убедиться, что это действительно Моронао. И Мотооки, подняв голову, засвистел в свисток, вассалы собрались и издали победный клич.

После ритуального самоубийства Мотооки, в 7-й день 2-го месяца на его могилу пришла жена и написала на бумажной полоске тандазку:

За господина
Ты – воин, чуждый сомнений, -
Отдал жизнь,
Но оставил мне
Доброе имя.
Написала так и, возложив на могилу подношение, совершила самоубийство.

Перевод М.И. Успенского
Пояснения в тексте заключены в <>.

Лист «Ядзама Дзюдзиро Мотооки» входит в серию «Жизнеописания преданных и верных вассалов» («Сэйтю Гисидэн»), созданную художником-гравёром Итиюсай Куниёси (1797-1861) в содружестве с автором текстов Иппицуан (настоящее имя – Кэйсай Эйсэн (1790-1848), также художник-гравёр).

Серия посвящена событиям начала XVIII века, которые происходили в столице Японии Эдо и начались с нападения молодого воина Асано Такуми-но Наганори на главу знатного аристократического рода и церемониймейстера двора сёгуна Кира Кодзукэ-но

сукэ Ёсинака. Вооружённое нападение произошло в «Сосновом коридоре» замка сёгуна; о его причинах существует несколько версий, наиболее популярной из которых является версия о том, что молодой самурай получил от церемониймейстера неполные инструкции о поведении при дворе и был поднят придворными на смех из-за несоблюдения этикета.

В любом случае, обнажение оружия в замке сёгуна и нападение на придворного высокого ранга являлись преступлениями, и Асано был приговорён к исполнению ритуального самоубийства (сэппуку). В соответствие с законами эпохи Токугава, клан Асано подлежал расформированию после смерти господина, и, таким образом, его вассалы становились ронинами. Несмотря на расформирование клана, часть бывших вассалов Асано вознамерилась отомстить за смерть господина и наказать Кира Ёсинака за оскорбление, нанесённое ему. В течении года ронины, разбросанные по всей Японии, вели тайную подготовку и в последний месяц 15 года Гэнроку (1702 г.) собрались в Эдо для штурма имения Кира.

Кита Ёсинака был убит во время штурма, и его голову ронины торжественно возложили на могилу своего господина, после чего сдались властям. Поступок ронинов имел неоднозначную оценку в японском обществе: часть жителей Эдо считала их героями, совершенным воплощением идей вассальной преданности и самурайской чести. Большая часть чиновников и законников Эдо настаивала на преступности деяний ронинов и их неподчинении законам.

Романтизированная версия истории месте ронинов легла в основу многочисленных литературных произведений, театральных постановок и гравюр. Одной из многочисленных серий гравюр, посвящённых мести преданных вассалов, является серия Утагава Куниёси.

Имена, указанные на листах гравюры, являются хэммэй («скрытым именем»), так как цензурой было запрещено использование настоящих имён ронинов-участников событий 1702-1703 годов. В описании гравюры приводится хэммэй, в скобках – настоящее имя героя.

Серия занимает в творчестве Куниёси особое место: она была создана в конце 1840-х годов, когда слава художника достигла апогея. Гравюры относятся к жанру муся-э («изображение воинов»). Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5 см), имеют подпись художника, печать эдосского издательства Кайдзюдо (функционировало с 1835 по 1855 г.). Листы пронумерованы, но на некоторых листах поля с нумерацией были обрезаны при переплёте гравюр в альбомы или оформлении в раму или паспарту. Каждый лист имеет две цензорские печати.

Мастер

Утагава Куниёси

Утагава Куниёси

Родился 1 января 1798 года (15-й день 11-го месяца 9-го года Кансэй), умер 14 апреля 1861 года (5-й день 3-го месяца Бункю).

Он был одним из наиболее известных художников укиё-э конца периода Эдо, создававшим произведения, отличавшиеся богатством фантазии, оригинальным дизайном, необычайными идеями и отличной прорисовкой деталей.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше