Гравюра «Ядзама Кихэй Мицунобу» из серии «Биографии преданных самураев», Утагава Куниёси
-
МастерУтагава Куниёси
-
СтранаЯпония
-
Период созданияЭдо (1600–1868)
-
Размер37,5х26 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: UK4-10/15
Лист 43
Ядзама Кихэй Мицунобу (Хадзама Кихэй Мицунобу)
«Ядзама Кихэй Мицунобу был потомственным вассалом дома Энъя. Его воля, также как и воля его сыновей, старшего Дзютаро и младшего Синроку, была тверда, подобно металлу. После падения дома Ако они сразу ж отправились в Канто. Независимо от образовавших союз верных вассалов во главе с Обоси они намеревались выследить и убить Моронао. Объединённые общей целью, отец и сыновья втроём бродили по тем местам, где появлялся Кано Моронао, ища возможности сразить врага. Однако умереть ему ещё не было суждено, встретить его не удавалось. Отец и сыновья Ядзама глубоко страдали от того, что им приходилось ждать и таиться. Как-то раз во время слежки они повстречали Сэндзаки Ягоро, и тот им сказал: «Поговаривают, что преданные вассалы постепенно перебираются в Канто». Они очень обрадовались, посетили жилище Хара и Ёсида, вновь принесли клятву и вступили в ряды преданных вассалов. Ядзама переменил имя на Сомабара Кисай и снял жильё в квартале Кодзимати, а накануне вторжения переехал в основную резиденцию.
Он постиг все секреты искусства боя на копьях и хотя и был в преклонных годах, но людям в расцвете сил ни в чём не уступал. В частности, он замечательно стрелял из малого лука ханкю с поистине фантастической быстротой. О такой стрельбе говорят: «боги появляются, демоны исчезают». Он обрушил на противника водопад стрел, а когда колчан опустел, в ход пошло копьё. Бился он замечательно. Увидев копьё, оставленное у ворот какого-то особняка, он прилепил к нему тандзаку со стихами:
Птица миякодори!
Спрошу тебя, о «птица столицы»:
Знаешь ли ты, беззаботная,
Что значит жить в этом мире, терзаясь стыдом?
Гамо Сорю
Ядзама Кихэй Фудзивара Мицунобу
Из провинции Оми, 69 лет от роду
Перевод М.И. Успенского
Лист «Ядзама Кихэй Мицунобу» входит в серию «Жизнеописания преданных и верных вассалов» («Сэйтю Гисидэн»), созданную художником-гравёром Итиюсай Куниёси (1797-1861) в содружестве с автором текстов Иппицуан (настоящее имя – Кэйсай Эйсэн (1790-1848), также художник-гравёр).
Серия посвящена событиям начала XVIII века, которые происходили в столице Японии Эдо и начались с нападения молодого воина Асано Такуми-но Наганори на главу знатного аристократического рода и церемониймейстера двора сёгуна Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака. Вооружённое нападение произошло в «Сосновом коридоре» замка сёгуна; о его причинах существует несколько версий, наиболее популярной из которых является версия о том, что молодой самурай получил от церемониймейстера неполные инструкции о поведении при дворе и был поднят придворными на смех из-за несоблюдения этикета. В любом случае, обнажение оружия в замке сёгуна и нападение на придворного высокого ранга являлись преступлениями, и Асано был приговорён к исполнению ритуального самоубийства (сэппуку). В соответствие с законами эпохи Токугава, клан Асано подлежал расформированию после смерти господина, и, таким образом, его вассалы становились ронинами. Несмотря на расформирование клана, часть бывших вассалов Асано вознамерилась отомстить за смерть господина и наказать Кира Ёсинака за оскорбление, нанесённое ему. В течении года ронины, разбросанные по всей Японии, вели тайную подготовку и в последний месяц 15 года Гэнроку (1702 г.) собрались в Эдо для штурма имения Кира. Кира Ёсинака был убит во время штурма, и его голову ронины торжественно возложили на могилу своего господина, после чего сдались властям. Поступок ронинов имел неоднозначную оценку в японском обществе: часть жителей Эдо считала их героями, совершенным воплощением идей вассальной преданности и самурайской чести. Большая часть чиновников и законников Эдо настаивала на преступности деяний ронинов и их неподчинении законам. Романтизированная версия истории месте ронинов легла в основу многочисленных литературных произведений, театральных постановок и гравюр. Одной из многочисленных серий гравюр, посвящённых мести преданных вассалов, является серия Утагава Куниёси. Имена, указанные на листах гравюры, являются хэммэй («скрытым именем»), так как цензурой было запрещено использование настоящих имён ронинов-участников событий 1702-1703 годов. В описании гравюры приводится хэммэй, в скобках – настоящее имя героя.
Серия занимает в творчестве Куниёси особое место: она была создана в конце 1840-х годов, когда слава художника достигла апогея. Гравюры относятся к жанру муся-э («изображение воинов»). Все листы серии напечатаны в формате обан (24х34,5 см), имеют подпись художника, печать эдосского издательства Кайдзюдо (функционировало с 1835 по 1855 г.). Листы пронумерованы, но на некоторых листах поля с нумерацией были обрезаны при переплёте гравюр в альбомы или оформлении в раму или паспарту. Каждый лист имеет две цензорские печати.
Мастер
Утагава Куниёси
Родился 1 января 1798 года (15-й день 11-го месяца 9-го года Кансэй), умер 14 апреля 1861 года (5-й день 3-го месяца Бункю).
Он был одним из наиболее известных художников укиё-э конца периода Эдо, создававшим произведения, отличавшиеся богатством фантазии, оригинальным дизайном, необычайными идеями и отличной прорисовкой деталей.
Техника
Гравюра
Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.
Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.