Панно лаковое «Старик, играющий с воробьями»
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалдерево, лак, киндзи, хирамаки-э, иро-уруси
-
Размер36 х 27,5 х 1 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: TR4-03/16
Овальное декоративное панно покрыто блестящим золотым лаком. Верхняя сторона украшена изображением старика, играющего с воробьями, выполненным в технике хирамаки-е и иро-уруси (цветной лак). Оборотная сторона панно покрыта черным лаком уруси.
Изготовление лаковых изделий – это трудоемкий и, следовательно, довольно дорогостоящий процесс. Исследователи насчитывают в нем около (иногда и больше) пятидесяти этапов. Для изготовления лака используется сок дерева, который по-японски называется «уруси». Самые распространенные цвета лака – черный и красный – получали смешением сырого лака с угольным порошком или гидроксидом железа (черный цвет) или с киноварью (красный цвет). Для декорирования поверхности изделия существует большое количество техник, среди который хирамаки-э. Маки-э – это наиболее общий термин, обозначающий процедуру, при которой на сырой лак с помощью бамбуковой трубки через матерчатый фильтр распыляется серебряная или золотая пыль, после чего на поверхности появлялся плоский или рельефный рисунок. Панно было изготовлено именно таким способом.
Панно имеет фон киндзи – внешне однородную отполированную золотую основу, которая выполнена в технике маки-э. Изображение старика и голубей исполнено в технике нанесения цветного лака (иро-уруси) на поверхность фона. До XIX века существовало весьма ограниченное количество пигментов, которые можно было использовать с уруси. Однако с появлением синтетических пигментов, появились такие цвета как фиолетовый, голубой, белый и другие.
Старик, играющий с воробьями – сюжет, взятый из японской сказки «Сита-кири Судзумэ» (舌切り雀, букв. «Воробей с отрезанным языком»). Сказка повествует о добром старике дровосеке, его сварливой жадной жене и воробье, которого он спас. В конце сказки старик за свою доброту получает в дар от воробьев драгоценные сокровища, а старуха корзинку со змеями и чудовища. На панно изображен момент, когда старик пошел искать раненного воробья. Найти его приют старику помогли другие воробьи: они его поприветствовали как дорогого гостя и проводили к пострадавшей птичке. Все время, что старик у них провел, они пели и танцевали для него.
Такие японские мастера, как Кацусика Хокусай и Каванабэ Кёсай использовали сюжет этой сказки для своих произведений.
Техника
Маки-э

Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.
На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.
Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.
От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.
Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.
В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.
Лакирование

Лакирование - один из самых распространённых видов отделки, который используется для защиты и декорирования предметов различной функциональности. Лакированные изделия встречаются в любом интерьере.