Панно "Всадники"

KB14-4-07/14
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    металл, лак уруси, золото
  • Размер
    48 см х 66 см х 3 см
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: KB14-4-07/14

Деревянное панно, заключённое в современную раму, является частью большей композиции, вероятно – мебельной створки (кабинета, шкафчика, этажерки) или большой стенной панели. Правое поле панели обрезано, на панели имеется подпись мастера (четыре иероглифа, два из них – в прямоугольном картуше).

На панно изображены два всадника, одетые в придворные костюмы эпохи Хэйан (794-1185): головные уборы китайского происхождения – каммури с веерообразными щитками оикакэ. Щитки-оикакэ (из бамбука, перьев и других материалов) на головных уборах использовались воинами императорской стражи для защиты глаз от пыли. Костюмы всадников также повторяют придворные военные костюмы эпохи Хэйан. Воины вооружены прямыми мечами, ножны обтянуты звериными шкурами – аксессуар воинов высокого ранга.

Фрагмент битвы или погони, возможно - относящийся к историческим событиям смуты Хогэн, связанной с вопросами престолонаследия и регентства «канцлеров» Фудзивара. Также подобные сцены иллюстрировать войну кланов Тайра и Минамото, закончивших эпоху Хэйан установлением первого японского сёгуната – Камакура. Сюжеты для подобных исторических сцен в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве черпались из военных повестей (гунки), посвящённых этим событиям: «Хогэн-моногатари» и «Хэйкэ-моногатари», созданных в эпоху Камакура (1185-1333).

Изображение выполнено низким рельефом на деревянной доске, покрытой чёрно-коричневым лаком. Для фигур коней использован чёрный и красно-коричневый лак, одежда, лица и аксессуары упряжи покрыты лаком с включением металлической пудры (золота, серебра, ювелирных сплавов). Золотом по фону из белого металла декорированы одежды воинов.

Сюжет декора, сдержанная цветовая гамма, отсутствие типичных экспортных приёмов декорировки (высокого рельефа, инкрустации перламутром, слоновой костью, цветными камнями) говорит о предназначении изделия для японского заказчика или покупателя. Фигуры выполнены мастерски, в сложных ракурсах, что говорит о высоком уровне мастерства художника.

Подпись «Сибата (Сисай)» связывает эту панель с мастерской выдающегося живописца и мастера по лаку Сибата Дзэсин (1807-1891), обучавшегося в лаковой мастерской школы Кома. С 1886 по 1889 годы он работал над лаковыми стенными панелями императорского дворца в Токио. Имя в картуше (Сисай) может быть одним из творческих псевдонимов мастера или именем художника, сотрудничавшего с Сибата Дзэсин при создании этой панели.

Таким образом, панель может быть датирована серединой – второй половиной XIX века (более точная датировка не представляется возможной). Принадлежность мастерской Сибата делает это панно интересным коллекционным предметом, образцом работы значительного японского художника или его мастерской.

Техника

Така-маки-э

Така-маки-э

Такамаки-э – техника создания выпуклого рисунка на поверхности изделия лаком-уруси, одна из разновидностей техники маки-э. Существуют различные способы «поднятия» рисунка. Например, при способе уруси-агэ («поднятие лаком») выпуклый рисунок создаётся за счёт нанесения толстого слоя лака. При сумико-агэ («поднятие порошком от древесного угля») или при якисудзуфун-агэ («поднятие порошком олова») рисунок «поднимается» благодаря распылению на невысохший лак порошков от угля или олова. Чаще всего используется способ уруси-агэ, а предметы, изготовленные способами сумико-агэ и якисудзуфун-агэ, можно найти по большей части только среди выставочных экспонатов музеев.

Читать дальше