Ваза в форме тории с декором в виде цветков сакуры
-
СтранаЯпония
-
Период созданияХэйсэй (1989 — 2019)
-
МатериалКерамика, глазурь, пигменты
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: 1-2035
Керамическая ваза обладает необычной формой, сочетающей плавность линий и ярко выраженную геометрию. Горлышко вазы венчает декоративный элемент в форме тории. Тории - декоративные японские ворота, которые обычно ведут внутрь синтоистских святилищ. Это один из самых узнаваемых образов Японии. На тулове вазы натуральными надглазурными красками изображены цветки сакуры, роняющие лепестки. Основной фон вазы неравномерного терракотового оттенка, создает видимость следов бытование на предмете, что также является стилистическим элементом оформления предмета.
Тории символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот разорил её рисовые поля. Она
спряталась в пещере, и весь мир тотчас погрузился во тьму. Тогда, по совету одного мудреца, люди возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматерасу увидела свое отражение, мир снова озарился светом. С тех пор тории стали символом удачи и процветания.
Кутани - уникальное место, деревушка, расположенная в долине девяти гор. Это всемирно известный центр японского керамического искусства, где живут и творят лучшие гончары. Ныне этот поселок превратился во всемирно известный центр японской керамики и фарфора.
Техника
Надглазурная роспись
Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.
Глазурование
Глазурование - техника покрытия и декорирования керамики, при которой на поверхность готового черепка наносится слой глазури – водной суспензии тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка, которая после обжига превращается в стекловидное покрытие. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав вводят также оксиды металлов.
Глиняное литьё
Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.
Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.
Формование
Формование – техника придания изделию заданной формы ручным или машинным способом. Существуют различные способы формования – лепка (ручное формование), формование на гончарном круге (точение), с помощью гипсовой модели или деревянной формы, прессование. Для детализации поверхности изделия часто используются специальные инструменты, отличающиеся по размеру и назначению.
Школа
Кутани
В горах провинции Кага в стародавние времена выросла деревушка Кутани, названная так из-за девяти долин (kutani), зажатых между гор, подступающих к самому побережью Японского моря. Ныне этот поселок превратился во всемирно известный центр японской керамики и фарфора. За прошедшие столетия продукция Кутани переживала периоды взлета к вершинам славы и долгого забвения. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII - начало XVIII вв. Теперь искусствоведы именуют местные изделия этого периода Ко-Кутани (Старый Кутани). Последовавшие годы охлаждения интереса к продукции местных мастеров сменились в 1807 году новым расцветом, который и поныне обеспечивает этому поселку процветание, славу и нескончаемый приток туристов.