Катана «Фудо Мёо»
-
МастерКэйсинсай Наомаса
-
СтранаЯпония
-
Период созданияЭдо (1600–1868)
-
МатериалТамахаганэ, магнолия, лак уруси, кожа ската, бронза, золотая пыльца, текстиль
-
Информация о предметеПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: KM-41/KAT-01/12
Размеры:
Общая длина (включая рукоять и чехол) - косираэ - 1020 мм, сирасая 1045 мм
Длина клинка - 754 мм
Длина хвостовика - 190 мм
Ширина клинка - 29,6 мм
Толщина клинка: 8,4 мм
Вес клинка:
Общий вес (включая рукоять и чехол) - косираэ - 1400 г, сирасая 1220 г
Вес клинка - 820 г.
Сори (изгиб клинка): 24 мм
Тип хамон: сугуха
Тип киссаки (вершина клинка): тю-киссаки (средний)
Хада (узор поверхности стали): итамэ
Значение гравировки на хвостовике:
Омотэ-мэй (лицевая сторона): Кэйсинсай Наомаса изготовил это
Значение гравировки на клинке: обвивающийся вокруг меча дракон
Косираэ: дерево магнолия, лак уруси.
Сагэо-шёлк. Убранство: цуба, парные мэнуки, фути-касира.
Цуба: сплав железа и меди, форма мару-гата (круглая)
Рукоять: дерево магнолии, кожа ската (самэ), оплетка шнуром.
Фути-касира: сплав железа и меди, золочение.
Мэнуки: сплав железа и меди, золочение.
К клинку прилагается сертификат NBTHK «Ходзон токэн» (оберегаемый меч).
Меч катана с клинком работы известного мастера второй половины XIX в. Кэйсинсай Наомаса, что подтверждено приложенным к мечу сертификатом подлинности «Ходзон токэн» («оберегаемый меч»), выданный «Обществом по сохранению традиции художественного японского меча» - «NBTHK».
Клинок выкован по классической японской технологии из традиционной стали тамахаганэ, имеет форму синоги-дзукури с вершиной тю-киссаки, долом и гравюрой хоримоно, изображающей надпись бондзи
("буддийские знаки") и дракона, пожирающего меч кэн. Это изображение является символом Фудо Мёо, весьма важного персонажа буддийского пантеона индуистского происхождения. Фудо Мёо (санскр. Акала), один пяти «владык света», почитается как божество-защитник буддизма и буддистов, а также как покровитель воинов.
Узор ковки на поверхности клинка (дзихада) выполнен в стиле итамэ (фактура древесного спила), узор лини закалки (хамон) – в стиле сугуха (прямая линия).
Оправы представлена полным комплектом (ножны, шелковый темляк сагэо, хабаки, две муфты сэппа, цуба, рукоять цука, оклеенная самэ (кожей ската) и оплетенная шелковым шнуром коричневого цвета, с деталями фути, касира и двумя декоративными фигурками мэнуки) и аксессуарами для хранения.
Деревянные детали оправы вырезаны из дерева магнолии, цуба – выкована из железа, круглой формы; муфты сэппа и хабаки медные, позолоченные. Ножны покрыты черным лаком и расписаны золотым лаком в технике маки-э; декоративный мотив – японские цветы и травы.
Мастер
Кэйсинсай Наомаса
Настоящее имя мастера – Миядзаки Кэйсинсай 宮崎 慶心斎 – кузнец второй половины XIX в. (излет периода Эдо, известный как «Бакумацу» - «конец сёгуната Токугава»).
Мечи этой эпохи относятся к т.н. «новым-новым мечам» (син-син-то); в это время многие кузнецы и их заказчики – самураи испытывали огромный интерес к т.н. «старым мечам» - кото, а также к старым, почти угасшим школам древнего японского оружейного мастерства. Кузнецы пытались возродить старые секреты, реплики старинных мечей были весьма востребованы.
Кэйсинсай Наомаса был известен как знаток старинных стилей, в частности – стиля традиции Бидзэн. Учился мастерству ковки мечей у одного из самых известных японских кузнецов периода Эдо - Тайкэй Наотанэ. Жил на северо-востоке о. Хонсю, работал на князей рода Сома из одноименного феода (ныне – часть префектуры Фукусима).
Техника
Японская ковка мечей
Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.
Маки-э
Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.
На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.
Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.
От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.
Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.
В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.
Гравировка
Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.
Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.
Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.
Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.