Малый меч танто с косира-э с изображением цветов
-
МастерФудзивара Канэфуса XXVI
-
СтранаЯпония
-
Период созданияХэйсэй (1989 — 2019)
-
Материалсталь тамахаганэ, магнолия, лак уруси, золотой порошок, бронза, сякудо
-
РазмерДлина - 24,2 см, ширина - 2,3 см, толщина - 0,55 см
-
Информация о предметеПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: FJ-TAN/K-5/08
Настоящий меч является образцом традиционного японского меча Нихонто, относящегося к разряду Гэндайто (современный меч), т.е. выполненного вручную по технологии традиционных японских самурайских мечей и являющегося авторской работой. По типу клинка этот меч относится к разряду танто (короткий меч).
Производство таких мечей в Японии в настоящее время разрешено только лицензированным мастерам, прошедшим подготовку под руководством наставника, владеющего традиционными методами ковки и закалки мечей, а также использующего в работе традиционное сырье.
После специального экзамена мастер причисляется к кузнецам, «освоившим традиционную технологию и признается хранителем и продолжателем традиций средневековых мастеров, а его изделия расцениваются не просто как холодное оружие, а как культурно-историческая ценность и являются предметами коллекционирования.
Данный образец является работой кузнеца, принадлежащего к династии мастеров Фудзивара Канэфуса школы Суэ-Сэки - исторической провинции Мино (ныне префектура Гифу) и имеющего право подписывать работу производственным псевдонимом своей школы. Он является 25-ым по счету мастером в ряду кузнецов, использовавших эту подпись с 20-х годов в школе Канэфуса, являющейся ответвлением Суэ-Сэки.
У меча имеется оправа, которая соответствует типу танто фумидаси цуба (кинжал, оправленный с гардой типа фумидаси).
Ножны, декорированные черным лаком куро-уруси-нури сая со скругленным концом. На поверхности лака имеется рисунок маки-э (картина, получаемая разбрызгиванием золотого, серебряного порошка на слой непросохшего лака). Традиционный мотив «Осенние травы».
Рукоять обернута самэ - кожей ската, сверху обмотана синим шнуром. Под шнуром видны металлические накладки мэнуки, смоделированные в форме цикад (что продолжает осенний мотив). Фути (муфта на основании рукояти) и касира (головка представляют комплект в одном стиле с единым мотивом - «Осенние травы». В колорите преобладает золото.
Цуба относится к типу фумидаси, так называемая гарда «с откусанным краем».
Гравировка: На лицевой стороне вырезан узор юн - прямой меч. На другой - санскритский знак бондзи, которым обозначается буддийское божество Фудо-мёо (вселяющий благоговейный трепет божественный воин, объятый пламенем и готовый к спасению грешников).
Мастер
Фудзивара Канэфуса XXVI
В 2006 году получил официальную лицензию японского кузнеца.
Дед современного мастера — Фудзивара Канэфуса XXIV и отец — Фудзивара Канэфуса XXV — обладатели многих наград.
Родился и рос в городе Сэки — легендарном историческом месте кузнечного дела.
Являясь преемником многовековой традиции, Фудзивара Канэфуса XXVI — один из наиболее перспективных мастеров современной Японии.
Техника
Японская ковка мечей
Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.
Маки-э
Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.
На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.
Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.
От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.
Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.
В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.
Гравировка
Гравировка – один из древнейших способов обработки материалов (металла, камня, дерева и т. д.) резанием.
Резцом (штихелем) на поверхность изделия наносятся рисунки, надписи, узоры.
Благодаря умелому владению резными инструментами мастера в древние времена создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.
Старинные образцы гравировки оружия и ювелирных изделий и сейчас вызывают восхищение ценителей, ведь такие произведения являются штучными.