Тати «Птицы»
-
МастерЁсиндо Ёсихара
-
СтранаЯпония
-
Период созданияСёва (1926–1989)
-
МатериалТамахаганэ, магнолия, лак уруси, кожа ската, бронза, золотая пыльца, текстиль
-
Информация о предметеПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: YY-TAT/K-07/13
Размеры:
Общая длина изделия (включая рукоять и чехол) - 1015 мм
Длина клинка - 712 мм
Длина хвостовика - 207 мм
Ширина клинка - 33,3 мм
Толщина клинка - 7,8 мм
Изгиб клинка - 30 мм
Вес:
Общий вес изделия (включая рукоять и чехол) – 1500 г
Вес клинка – 840 г
Тип хамон: тёдзи
Тип киссаки: тю-киссаки (средняя)
Тип хада (узор поверхности стали): итамэ
Значение гравировки на хвостовике:
Омотэ-мэй (лицевая сторона): Ёсихара Ёсиндо из Мусаси но куни
Меч катана с клинком тати был выкован в 1976 г. известным современным мастером Ёсихара Ёсиндо в стиле традиции Бидзэн-дэн.
Клинок длиной 71,2 см выкован по классической японской технологии из традиционной стали тамахаганэ, имеет форму синоги-дзукури с вершиной тю-киссаки, изгибом тории-дзори, череном формы убу-накаго и вершиной кури-дзири. Клинок украшен с обеих сторон длинными долами в области синоги-дзи, начинающимися в области киссаки и завершающимися в области черена.
Узор ковки на поверхности клинка (дзихада) выполнен в стиле итамэ – имитация рисунка древесного спила.
Линия закалки (хамон) – в стиле тёдзи («гвоздичные зерна»), в сочетании с разнообразными дополнительными узорами ковки.
На черене с одним отверстием мэкуги-ана вырезана оригинальная подпись мастера: «Мусаси-куни дзю сихара Ёсиндо саку» - «Изготовил Ёсихара Ёсиндо из провинции Мусаси» (Мусаси – старинное название восточной провинции, где располагалась столица сёгунов Токугава г. Эдо – современный Токио). На обратной стороне – датировка.
Оправы меча представлена полным комплектом: ножны, вспомогательный нож когатана с рукоятью кодзука, шпилька когаи, хлопчато-бумажный темляк сагэо белого цвета, запорная муфта хабаки, две муфты сэппа, цуба, рукоять цука (с деталями фути, касира и двумя золочеными декоративными фигурками мэнуки в виде куличка на рисовой метелке), оклеенная самэ (кожей ската или акулы) и оплетенная пестрым шелковым шнуром. К мечу прилагаются аксессуарами для хранения.
Железная цуба круглой формы в стиле сукаси-бори (перфорация, позитивный силуэт) декорирована изображением побегов бамбука и двумя стилизованными птицами; поверхность покрыта темной патиной; обод позолочен.
Фути и касира из медного сплава сякудо, украшены темной патиной и изображениями рисовых метелок и птиц (высокая резьба такабори), позолота.
Ножны вырезаны из дерева магнолии, покрыты черным лаком и аогаи-насидзи (напыление перламутровым порошком зеленовато-голубого цвета по мокрому лаку), расписаны золотым лаком в технике маки-э (орнамент – золотые рисовые метелки).
К ножнам прилагаются нож когатана работы мастера Фудзивара Канэфуса XXV с рукоятью кодзука из сплава сякудо, декорированная изображением трех стилизованных куличков в технике рельефной аппликации золотом и серебром и шпилька когаи (сплав сякудо, патина) с изображением рисовой метелки (резьба, позолота).
Мастер
Ёсиндо Ёсихара
Ёсихара Ёсиндо (1943 гр.) – известный и авторитетный японский кузнец из Токио, представитель третьего поколения династии, основанной его дедом, прославленным мастером Ёсихара Кунииэ, который передал внуку свое мастерство. Официальную лицензию кузнеца – изготовителя мечей Ёсихара Ёсиндо получил еще в 1953 г. в возрасте 22 лет, однако полностью посвятил себя ковке клинков с 1970 г. В 1982 был награжден престижным титулом муканса – «не нуждающийся в оценке», т.е. клинки его работы официально признаны настолько совершенными, что по определению являются шедеврами. Ёсихара Ёсиндо основательно изучил старинные стили традиций Сосю-дэн, Бидзэн-дэн, а также стили средневековых школ Биттю, Итимондзи и Аоэ, благодаря чему создал свой собственный стиль ковки. Многократно участвовал и получал высшие призы в выставках работ современных японских кузнецов. Один из его танто был преподнесен им королю Швеции Карлу Густаву XVI.
Техника
Японская ковка мечей
Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.
Маки-э
Искусство золотой лакировки маки-э – японская самобытная техника, аналога которой нет нигде в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси, который добывают из лакового дерева.
На ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.
Когда поверхность изделия полностью высыхает, ее полируют деревянным углём, шлифовальной бумагой и т. д.
От размера крупинок пудры, которая используется для отделки, зависит степень блеска.
Например, если частицы крупные, то изделие будет ярко блестеть, и наоборот, если частицы мелкие, как пыльца, то цвет станет более матовым.
В зависимости от количества нанесенных слоев лака и пудры также может меняться степень глубины и объема рисунка.
Лакирование
Лакирование - один из самых распространённых видов отделки, который используется для защиты и декорирования предметов различной функциональности. Лакированные изделия встречаются в любом интерьере.