Ваза клуазоне с изображением карпов и глициний

CL8-03/16
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Мэйдзи (1868–1912)
  • Материал
    металл, полихромные эмали
  • Размер
    34 х 20 см
  • Стоимость
    по запросу

Описание

Артикул: CL8-03/16

Ваза овоидной формы с невысоким, чуть расширяющимся горлом, выполнена из медного сплава (внутренняя поверхность изделия не эмальирована), также окантовка веничка и основания ножки демонстрируют материал основы. Предмет декорирован в технике гимбари-сиппо: на медную основу с выбитым или выгравированным узором нанесено серебрение, а поверх него – прозрачная эмаль нескольких цветов.

Гравировка фона эмали (гильяширование) широко применялось в западноевропейском ювелирном искусстве с XVIII века, в конце XIX – начале ХХ века способы гравировки фона и палитра прозрачных эмалей были значительно расширены в мастерских К.Фаберже. Контакты Японии со странами Запада в период Мэйдзи способствовали распространению многих техник и технологий декоративно-прикладного искусства, но особенностью японских эмалей оставались особые приёмы композиции декора и его мотивы.

Металл, создающий фон всему изображению, равномерно прочеканен миниатюрными углублениями; от горлышка вазы к середине тулова спускаются выгравированные несколькими штрихами цветы и листва глицинии (вистерии), на лицевой стороне вазы изображены два карпа, плывущих в воде под растениями, на оборотной – цветок и листья кувшинки. Фоновая прозрачная эмаль переходит от ярко-красной у горловины к жёлтой, в светло-голубую и тёмно-голубую у основания вазы. Фигуры карпов, цветы, листья и ветки растений также показаны цветом.

В целом, техника гимбари-сиппо была чрезвычайно трудоёмкой, и ваза с изображением карпов ярко демонстрирует виртуозность техники и изобретательность мастеров-эмальеров. Считается, что техника гимбари-сиппо была изобретена мастером Цукамото Дзимбэй в 1894 году; пик популярности этого декора пришёлся на 1902 год.

Техника

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Клуазоне (перегородчатая эмаль)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами.

При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.

После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор.

Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Читать дальше