Шестигранная ваза Хон-Сацума
-
СтранаЯпония
-
Период созданияМэйдзи (1868–1912)
-
Материалфарфор, золото, надглазурные краски, коробка – павлония, шелк
-
Размер18.5 х 9.5 см
-
СтоимостьПередано в частную коллекцию
Описание
Артикул: SA1-08/15
Мастер: Кёдзан
Ваза нетрадиционной для Японии формы выполнена из светлой керамической массы (типа фаянса) и декорирована обильной надглазурной росписью в стилистике Сацума. Ваза имеет 6 граней.
Три грани с изображениями птиц на ветвях деревьев перемежаются тремя гранями с многофигурными композициями в пейзаже. Композиции иллюстрируют японские мифы и сказания. Наиболее очевиден сюжет, представляющий юного Минамото-но Ёсицунэ (мифологизированный реальный исторический персонаж, 1159-1189), держащего в руках волшебный свиток, и трёх горных демонов карасу-тэнгу. В соответствии с легендарным жизнеописанием Ёсицунэ, этот герой был обучен искусству фехтования горными тэнгу, отчего и стал непревзойденным мастером меча. Два других сюжета могут быть связаны с Аматэрасу омиками, передающей императору Дзиму-тэнно управление Японией, и принцем Гэндзи, держащим в руках флейту, в окружении юных придворных. Роспись выполнена виртуозно, совмещает манеру классической пейзажной живописи и живописи «цветов и птиц» с декоративными приёмами рельефного золочения (мориагэ)и нанесения рельефными точками «золотых облаков». Горловина вазы и высокая кольцевая ножка декорированы имитацией работы по металлу ювелирными сплавами: рельефные изображения цветов хризантемы (на горловине) и сливы (на ножке) покрыты лаком с металлической пудрой.
На донце вазы внутри кольцевой ножки помещена марка («мэй») из двух иероглифов, выполненная золотом на чёрном фоне - «Кёдзан».
Форма изделия, сложное совмещение техник и характер росписи позволяет предположить, что ваза была выполнена на экспорт.
К изделию прилагается современная, выполненная на заказ коробка из павлонии.
Ваза относится к изделиям в так называемом «сацумском стиле». Керамические мастерские провинции Сацума (сейчас – префектура Кагосима) известны с XVI века. В конце XIX и начале XX веков изысканно декорированные изделия из светлой керамической массы (сиро-сацума) с полихромной росписью и золочением получили широкую известность на Западе и стали предметом экспортной торговли.
Интерес к изделиям этой провинции привел к появлению в других центрах японского гончарства мастерских, специализирующихся на создании имитаций керамики в стиле Сацума или в росписи сацумского «белья». Толщина и цвет черепка вазы с изображениями литературных и мифологических сюжетов, а также наличие и цвет кракелюра на прозрачной глазури, свидетельствуют о том, что керамическая основа была создана в провинции Сацума. Однако роспись по стилистике более соответствует мастерским Киото (также вероятно - Осака или Кобэ).
Техника
Надглазурная роспись
Надглазурная роспись – техника декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры. Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Зачастую надглазурный декор используется при декорировании белых изделий. Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фарфора и фаянса.
Глиняное литьё
Литьё в керамике - техника изготовления керамических изделий, при которой глиняным шликером - глиной, разведенной до состояния текучести, заполняют подсушенную гипсовую форму, при этом избыток воды всасывается в поры формы, а у стенок наращивается слой сырого черепка.
Хороший керамист непременно должен уметь изготовить форму, что требует всестороннего изучения формовочного мастерства.
Школа
Сацума
Керамика Сацума возникла около 400 лет назад, когда велась война с Кореей. Корейские мастера привезли технологию Сацума в Японию. Название техники происходит от местности производства – княжества Сацума (ныне префектура Кагосима).