Гравюра «Двое в спальных покоях» Кацусика Хокусай

KH2-10/15
  • Мастер
    Кацусика Хокусай
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    Бумага, краски
  • Размер
    25.3х36.2 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: KH2-10/15

Перепечатка XIX в. с оригинала 1812-1814 гг.

Гравюра относится к жанру «сюнга» - в дословном переводе – «весенние картины».

Также эротические картины назывались «макура-э», «картины на подушке», что связано с обычаем куртизанок и проституток развлекать гостей подобными изображениями во время интимных свиданий. В общем, функция гравюр сюнга была эротической, развлекательной и даже образовательной (отдельные гравюры и целые альбомы дарились невестам перед свадьбой и часто передавались в семье от матери к дочери).

Жанр появился в XVII веке, первым крупным мастером сюнга является Хисикава Моронобу (1618-1694), создавший ряд книг с иллюстрациями, посвящённых сексуальной жизни в браке («Сокровища алькова»), рекомендациям по совместимости партнёров по гороскопу, и просто иллюстрировавших эротические забавы в женских покоях японского дома. Листы сюнга, как правило, переплетались в книги или альбомы.

Гравюра из коллекции Kasugai, большого формата обан, является разворотом альбома «Образцы влюблённых пар» («Эхон цухи но хинагата»), созданного мастером около 1814 года под псевдонимом Сисики Ганко. Двенадцать эротических цен на разворотах альбома дополнены текстами, рассказывающими о разнообразных любовных и чувственных приключениях, анекдотах и случаях из жизни.

Считается, что эта серия сюнга стала вершиной творчества

Кацусика Хокусай в жанре эротической гравюры. Искусствоведы отмечают чрезвычайную сложность композиций, линеарной проработки «ключевой доски» и изысканную цветовую гамму полихромной печати.

Из оригинального тиража альбома 1814 года сохранилось небольшое число экземпляров. Полный комплект из 12 гравюр опубликован:

Hayashi Yoshikazu and Richard Lane, Hokusai, Tsuhi no hinagata, vol. 13 of Teihon ukiyo-e shunga meihin shusei (The complete ukiyo-e shunga), Tokyo, Kawade Shobo Shinsha, 1997, pl. 1-12. Второй полный комплект гравюр хранится в Музее Гимэ (Париж) (Musée Guimet), ref. №MA 6201.

Альбом несколько раз переиздавался при жизни Кацусика Хокусай, после смерти мастера было выпущено несколько альбомов с перегравированными иллюстрациями. Лист из коллекции KASUGAI является перегравировкой середины XIX в., и также был смонтирован в альбом (о чём свидетельствует вертикальный сгиб на середине листа).

По сравнению с оттисками 1814 г. (Sotheby's, 2010) в предложенном листе видны незначительные изменения, внесённые резчиком: небольшая разница в графике текста, деталях костюма и линеарной проработке лиц. Также небольшие изменения внесены в цветовое решение гравюры. В целом, перегравировка XIX века полностью сохраняет художественный замысел Кацусика Хокусай, композиционное и колористическое решение гравюры.

Гравюра представляет большую художественную и историческую ценность, является коллекционной редкостью.

Мастер

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай (31 октября 1760 (?) – 10 мая 1849) – художник гравюры укиё-э конца периода Эдо. Один из главных представителей культуры периода Касэй.

Среди произведений мастера есть известные «Тридцать шесть видов Фудзи» и «Манга Хокусая»; его творчество хорошо известно не только в Японии, но и во всем мире.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше