Гравюра из серии «Возлюбленные Комати», Китагава Утамаро

KY2-10/15
  • Мастер
    Китагава Утамаро
  • Страна
    Япония
  • Период создания
    Эдо (1600–1868)
  • Материал
    Бумага, краски
  • Размер
    25.3х36.2 см
  • Стоимость
    Передано в частную коллекцию

Описание

Артикул: KY2-10/15

Гравюра выполнена в жанре сюнга – эротическая гравюра или «весенняя картина» и входит в серию «Возлюбленные Комати», изданную в 1802 году в виде книги. Выражение «любить Комати» в обиходной языке эпохи Эдо означало «заниматься любовью с красивой женщиной», так как под именем Комати подразумевалась знаменитая придворная дама эпохи Хэйан (798-1185) Оно-но Комати (IX в.), прославившаяся своей красотой, жестокостью к влюблённым в неё кавалерам и выдающимся поэтическим даром. Она была причислена к «Шести бессмертным поэтам» в истории японской литературы, её стихи можно встретить в любой поэтической антологии Японии.

В то же время, в театре Ногаку и Кабуки во многих пьесах с морализаторской подоплёкой обращается внимание на старость Оно-но Комати, когда она оставляет Императорский двор, удаляется из столицы и становится буддийской монахиней, испытывая глубокое раскаяние за свою безнравственную молодость и смерти влюблённых в неё мужчин.

В городской среде эпохи Эдо, в Кварталах развлечений («Весёлых кварталах») буддийская интерпретация истории об Оно-но Комати была известна благодаря театру, но в чайных домах (домах свиданий, борделях) эта героиня служила ярким символом мироощущения укиё – наслаждения быстротекущим, изменчивым миром, стремления получить все удовольствия жизни.

В этом листе, также как и во многих гравюрах укиё-э присутствует и скрытый благопожелательный подтекст.

Имя Комати созвучно названию соснового «букета» (комацу), которым перед новогодними праздниками украшали храмы и дома в Японии. Выражение «заниматься любовью с Комати» (просторечно – «тащить Комати») было созвучно выражению «вынимать, вытаскивать сосновые ветви», то есть праздновать Новый Год и, благодаря сосновым веткам, изгонять зло из своего дома и жизни.

Для гравюры характерны и скрытые подтексты, и иносказания (митатэ), что составляло часть игры художника со зрителем, а разгадывание этих скрытых смыслов было частью удовольствия от разглядывания гравюр.

Также, в традициях японского искусства, Утамаро вводит в серию знаки сезонности: представленный лист относится к «летним», о чём говорят и приподнятая лёгкая тростниковая занавесь за фигурами любовников, и веер утива (непременный летний атрибут), брошенный на пол перед ними.

Лист из коллекции KASUGAI является перегравировкой с оригинальной композиции середины XIX в., и также был смонтирован в альбом (о чём свидетельствует вертикальный сгиб на середине листа) и специфическая сохранность (правый нижний угол листа имеет следы бытования). В целом, перегравировка XIX века полностью сохраняет художественный замысел Китагава Утамаро, композиционное и колористическое решение гравюры.

Гравюра представляет художественную и историческую ценность, является коллекционной редкостью.

Мастер

Китагава Утамаро

Китагава Утамаро

Годы жизни: 1753 год (?, 3-й год Хорэки) – 31 октября 1806 года (20-й день 9-го месяца 3-его года Бунка). Художник жанра укиёэ, работавший в Японии в период Эдо.

Китагава Утамаро, наряду с Кацусика Хокусаем, является всемирно известным художником жанра укиёэ. Он был настоящим мастером картин, изображающих красавиц (бидзинга): отличительными особенностями его стиля являлись изящность и красота линий, а всю свою жизнь мастер стремился через самые разные позы и выражения лица своих моделей передать женскую красоту. Год и место его рождения, а также происхождение до сих пор неизвестны.

Читать дальше

Техника

Гравюра

Гравюра

Гравюра на дереве – уникальное явление в японской культуре. Техники такой гравюры были заимствованы из Китая. С 13 века из дерева вырезались буддийские амулеты, иконы.

Гравюра - это размноженный оттиск с деревянной дощечки, на которой с особой тщательностью вырезался определенный сюжет, продуманный художником до мельчайших деталей, чтобы в последствии отпечатать этот сюжет с использованием краски различных цветов. Количество цветов в гравюре увеличивалось по мере развития и совершенствования техники.

Читать дальше